Site icon Tania-Soleil Journal

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

21В прекрасный солнечный, но при этом не жаркий, августовский день мы с Фабрицио отправились в некогда загородную резиденцию русских царей Коломенское, чтобы наконец увидеть чудо деревянного зодчества — Дворец царя Алексея Михайловича, недавно воссозданный на новом месте по чертежам, сделанным в эпоху Екатерины II, планировавшей осуществить ремонт дворца.
Солнце стояло в зените, мешая фотографировать, огромный дворец отказывался помещаться в объектив, поэтому я покажу вам его по частям. (Все фотографии кликабельны.)

  
  
  
  
  
  
  
  
Перед тем как отправиться осматривать интерьеры царского дворца и экспозицию «Сокровища русского искусства XVII века», мы решили пообедать.
На одной из дверей дворца была табличка с таким привычным иностранным словом «КАФЕ», потянув ее на себя мы оказались в зале, который мне хочется назвать трапезной. Нас встретила девушка в красном русском сарафане.
Мы отведали ухи с осетриной и пельменей в глиняных горшочках. Уж очень мне хотелось чего-нибудь в горшочках, а жаркого не оказалось. Предложили пельмени, сказав, что они домашние, что их здесь лепят вручную. Фабрицио сказал «Buono» ( ит. хорошо, вкусно), а мне не понравилось, могло бы быть и повкуснее…
  
  

Итак, сытые и умиротворенные, мы идем осматривать интерьеры Дворца Алексея Михайловича. Рюкзак пришлось показать тетеньке-полицейскому, затем оставить его в гардеробе.

Возможность фотографировать без вспышки стоит 70 рублей. Но я этому рада, потому что во многих музеях мира не разрешено фотографировать ни за какие деньги (но все равно фотографируют, даже в Лувре). В Доме-музее Габриэле Д’Аннунция меня попросили оставить в ячейке камеры хранения и фотоаппарат, и маленькую дамскую сумочку.

Переступив порог, мы попадаем в буйство красного и золотого. Любителям хохломы и других русских народных промыслов и ремесел убранство дворца будет приятно глазу, стены, потолки богато и витиевато разукрашены, окна, двери декорированы под «золото».

Фабрицио заявил, что это всё не имеет большой ценности, так как всё это новое. Он хотел увидеть гнилые доски, облезлую краску и поблекшие от времени ткани, но чтобы они были подлинные, тех давних времен. Я пыталась объяснить, что тот подлинный дворец просуществовал всего 100 лет и был разобран по приказу Екатерины II, а этот «новый» воссоздан, чтобы познакомить нас с устройством царских теремов, дать почувствовать быт, устои, обычаи и нравы XVII века.

  
О печах дворца хочется написать отдельно. Они очень красивы, облицовка выполнена плиткой, воссозданной из образцов, сохранившихся с тех древних времен и найденных при археологических раскопках.

Многие посетители, разглядывая печи, ищут «дырочку», ведь надо же куда-то поместить дрова и развести огонь, а печного отверстия то и нет. В царские хоромы простолюдинам входить было нельзя, а разводить огонь в печах, чистить их от золы, подкладывать дрова – не дворянское это дело. Поэтому печи были сконструированы таким образом, что начинались на одном этаже, а заканчивались на другом. Открытый огонь, печные отверстия находились уровнем ниже, в служебных помещениях, откуда горячий воздух поднимался вверх в царские хоромы.

По тем временам прогрессивная инженерная находка.

Царь Алексей Михайлович уделял большое внимание наукам, образованию своих детей, и что является достойным уважения, ни только своих сыновей, но и своих дочерей. До этого царевен обучали лишь азам грамматики и делали основной упор на обучение рукоделию и молитвам.
Царская опочивальня — место особенное, доступное лишь узкому кругу преданных придворных и слуг. Не буду рассказывать о тех мерах безопасности, которые здесь предпринимались, сами понимаете, что спящий человек становится отчасти очень уязвимым.
Нам удалось увидеть подлинную кровать западноевропейской работы конца XVI — начало XVII века. В таких кроватях спали полулежа или полусидя. В длину она от силы полтора метра. В те времена считалось, что спать сидя полезно для здоровья, легче переваривается тяжелая пища съеденная на ночь, не будет кровоизлияния в мозг и сердцу так легче… А еще, сидящий человек ни так беззащитен, как лежащий.
Царская мыльня или то, что сейчас называется баней.
Фабрицио удивился — спали сидя, мылись лежа.

После обозрения царской мыльни мы отправляемся на женскую половину дворца.
Да, да дворец был разделен на женскую и мужскую половины, а так же были хоромы или терема царевичей и царевен. Сыновья царя до 5 лет жили на женской половине с мамками и няньками, а после 5 лет переселялись на мужскую половину и к каждому царевичу приставляли дядьку.
Здесь я узнала, что наследников престола мало кому показывали и не представляли боярам и дворянам до достижения ими 14 лет. Причин этому было несколько, в том числе боялись сглаза, уровень детской смертности был высокий, особенно среди мальчиков и не все царевичи доживали до 14 лет. Легкой жизнь наследников престола назвать нельзя, они должны были заучивать наизусть обширные религиозные тексты, занимались геометрией, географией, искусствами, физкультурой…
Уделом царицы было родить и воспитать наследника. Женщины в царской семье молились о семье и России.
Из женском половины дворца мы идем смотреть экспозицию «Сокровища русского искусства XVII века»,  но об этом в следующий раз.
Продолжение следует…

Похожие публикации:

Exit mobile version